Мастерская
дизайн–
мышления

Манифест

Проблем, принимая во внимание и наши местные, и важные глобальные изменения, будет с каждым днем все больше. У IKEA, оказывается, есть chief of sustainability, который недавно объявил, что состояние дел уже совсем плохо и что мы вошли в эру «peak curtains»:

«If we look on a global basis, in the west we have probably hit peak stuff. We talk about peak oil. I’d say we’ve hit peak red meat, peak sugar, peak stuff … peak home furnishings”

Понятно, что в таких условиях уже нельзя создавать «новый стул» просто потому что тебе это пришло сегодня в голову и потому что ты можешь. Эго, которого у художников, творцов, людей всегда было много, должно отходить на второй, третий, четвертый план — если делать и создавать что-то, то точно не потому что это будет красиво, дорого, принесет славу и деньги. Так поступать больше нельзя. «Насколько нужно?» и «Как полезно?» — так должны звучать главные вопросы. Эго должно отступить еще и в случае «контроля над идеей» — если по-настоящему хочешь найти лучшее решение, то точно надо поделиться проблемой с другими, которые могут знать эту проблему лучше и иметь другое, ценное мнение по поводу ее решения. Co-design, collaboration — работать надо со всеми stakeholders и точно не думать, что ты, дизайнер, творец, здесь главный эксперт.

Из того что я узнала, проблема или ловушка, в которую часто попадают дизайнеры — это думать о своих силах и своей роли в решении проблем слишком оптимистично. Дизайнеры видят себя problem-solver-ами, видят мир вокруг с кучей реальных проблем и думают: «вот сейчас я использую все, чему научился и что могу, и найду сам решение этим проблемам». И вот здесь происходит ошибка — потому что ни один человек (неважно насколько талантливый, способный или powerful) может решить большие, настоящие проблемы сам. Мало полезного в том чтобы использовать свою креативность на создание своего дизайн-решения проблемы нехватки воды, света, хорошего образования — потому что дизайн-решение (неважно насколько технически-научно-инженерно крутое) будет всего лишь каплей в этом океане, который составляют большие, реальные проблемы. Для решения таких проблем одних дизайнеров мало, для них нужен input от всего общества, нужно чтобы менялись сами люди/ их взгляды, beliefs, attitudes and behavior. Только тогда можно достичь каких-то meaningful решений, meaningful change.

Но вот тут творцам, дизайнерам, problem-solver-ам можно возрадоваться и вновь стать оптимистами — потому что их энтузиазм, энергия, а главное идеи все еще нужны! Их просто надо перенаправить с работы над свои собственным дизайн-проектом к работе с реальными людьми! Надо заражать, тормошить, провоцировать, расшевеливать, вдохновлять и заставлять думать/спрашивать/хотеть/требовать общество вокруг тебя! И тогда ты уже будешь не один, и решения проблем будут хотеть/требовать/искать уже много капель вместе — что гораздо сильней, эффективней и правильней!

Работа с людьми, с их головами — вот что сейчас приоритет. «Cures and solutions will be found, the main thing right now is to create a society that wants/demands for those «cures and solutions» to be found!